Колодочные тормоза типов ТКГ, ТКТГ, ТКТ, ТКП, ТКМП, ТКДМ (ТКТ-100, ТКТ-200/100, ТКТ-200, ТКТ-300/200, ТКП-100, ТКП-200/100, ТКП-200, ТКП-300/200, ТКП-300, ТКМП-400, ТКМП-500, ТКМП-600, ТКДМ-400, ТКДМ-500, ТКДМ-600, ТКГ-160, ТКГ-200, ТКГ-160-1, ТКГ-200-1) предназначены для остановки и удержания валов механизмов подъемно-транспортного, металлургического, дорожно-строительного, складского и другого оборудования в заторможенном состоянии при неработающем электродвигателе.
СТРУКТУРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТКХ-Х-(1)-Х2:
ТК-тормоз колодочный;
Х-вид привода: Т — с электромагнитным приводом переменноготока;
МП, П — с электромагнитным приводом постоянного тока;
ДМ — с длинноходовым магнитом постоянного тока;
Г, ТГ — с электрогидравлическим приводом;
Х-диаметр тормозного шкива, мм;
1-порядковый номер модификации;
Х2-климатическое исполнение (У, УХЛ, Т) и категорияразмещения по ГОСТ 1515069.
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рабочая среда нерадиоактивная, пожаро- и взрывобезопасная.Содержание паров кислот и щелочей в допустимых пределах. При установке на механизмах, работающих на открытом воздухе, тормоза защищают кожухом от попадания атмосферных осадков и действия солнечной радиации.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.
Тормоза типа ТКГ и ТКТГ с электрогидравлическими толкателями эксплуатируются в механизмах всех групп режима с климатическим исполнением, рекомендуемым для северных, умеренных, и тропических районов, что связано с особенностью отрицательного воздействия резких колебаний температуры на трансформаторное масло, используемое в электрогидротолкателях. Для механизмов передвижения и поворота кранов рекомендуются тормоза ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, которые обеспечивают более плавное торможение, в особенности для кранов, работающих на открытом воздухе.
Тормоза, комплектуемые электромагнитами, используются при различных перепадах температуры, при этом тормоза типа:
ТКДМ устанавливают на металлургическом оборудовании, работающем в горячих цехах.
ТКП эксплуатируются в механизмах всех групп режима при резких перепадах температуры окружающей среды.
ТКТ рекомендуется применять в механизмах с группой режима не выше 4М.
ТКМП используют для металлургического оборудования в горячих цехах в механизмах групп режима 5М и 6М.
Колодочные тормоза соответствуют техническим условиям:
ТКТ и ТКП — ТУ 3178-003-11523712-94;
ТКГ-160; 200; 300 и ТКГ-160(200)-1 — ТУ 3178-004-11523712-94;
ТКГ-400; 500 и ТКТГ — ТУ 3178-005-11523712-94;
ТКМП и ТКДМ — ТУ 3178-009-11523712-96.
Нормативно-технический документ (ТУ)
ТУ 3178-003-11523712-94;
ТУ 3178-004-11523712-94;
ТУ 3178-005-11523712-94;
ТУ 3178-009-11523712-96
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные технические данные колодочных тормозов с электромагнитными приводами представлены в табл. 1 с электрогидротолкателями — в табл. 3. В связи с использованием в тормозах типа ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1 новой модификации
электрогидротолкателя ТЭ-30 РД со встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, в таблицу 2 введены дополнительные параметры, касающиеся тормозов только этих типоисполнений.
Таблица 1
Типоразмер тормоза |
Диаметр шкива, мм |
Тип электро-магнита |
Род тока |
Рабочее напряжение, В |
Максимальный тормозной момент, Н·м |
Масса, кг, не более |
||
ПВ=25% |
ПВ=40% |
ПВ=100% |
||||||
ТКТ-100 |
100 |
МО-100 |
Пере-менный |
110; 220 |
– |
20 |
10 |
12 |
ТКТ-200/100 |
200 |
39 |
22 |
25 |
||||
ТКТ-200 |
МО-200 |
157 |
78 |
36 |
||||
ТКТ-300/200 |
300 |
235 |
118 |
70 |
||||
ТКП-100 |
100 |
МПТ-108, |
Посто-янный |
110; 220 |
20 |
16 |
8 |
16 |
ТКП-200/100 |
200 |
39 |
31 |
16 |
30 |
|||
ТКП-200 |
МПТ-212, |
157 |
123 |
53 |
37 |
|||
ТКП-300/200 |
300 |
235 |
186 |
78 |
75 |
|||
ТКП-300 |
МП-301, |
490 |
412 |
167 |
90 |
|||
ТКМП-400 |
400 |
Электромагнит постоянного тока |
110; (220; 440)* |
1400 |
1100 |
530 |
196 |
|
ТКМП-500 |
500 |
2400 |
1700 |
820 |
305 |
|||
ТКМП-600 |
600 |
4800 |
3400 |
1500 |
460 |
|||
ТКДМ-400 |
400 |
МПТ-500 |
110; 220 |
1500 |
– |
– |
195 |
|
ТКДМ-500 |
500 |
2500 |
305 |
|||||
ТКДМ-600 |
600 |
6000 |
480 |
|||||
* Пояснения, касающиеся только тормозов типа ТКМП-400 (500; 600), см. табл. 2 |
Таблица 2
Тип тормоза |
Напряжение постоянного тока, В |
Режим работы (ПВ), % |
Добавочное сопротивление, Ом |
Ток добавочного сопротивления, А |
Тип ящика резистора |
Каталожный номер ящика резистора |
ТКМП-400 |
110 |
40 |
6 |
4,6 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01 |
ТКМП-500 |
110 |
40 |
5 |
5 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01 |
ТКМП-600 |
110 |
40 |
4 |
7 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01 |
Гарантийный срок эксплуатации тормозов:
ТКМП и ТКДМ — 1 год со дня отгрузки потребителю;
ТКТ, ТКП, ТКГ, ТКТГ — 1,5 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2 лет со дня отгрузки потребителю.
Катушки тормозов этого типа имеют единственное исполнение (110В, ПВ=25%). Для других режимов и напряжений последовательно с катушкой включаются резисторы, являющиеся принадлежностью оборудования, в котором используются тормоза.
Таблица 3
Наименование параметра |
Значение параметра для типоисполнений тормозов электрогидротолкателями |
||||||||||
ТКГ- 160 |
ТКГ- 200 |
ТКГ-160-1 |
ТКГ-200-1 |
ТКГ -300 |
ТКГ- 400 |
ТКГ- 500 |
ТКТГ -600 |
ТКТГ -700 |
ТКТГ -800 |
||
Диаметр тормозного шкива, мм |
160 |
200 |
160 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
|
Расчетный тормозной момент, Н·м |
100 |
300 |
100 |
300 |
800 |
1500 |
2500 |
5000 |
8000 |
12 500 |
|
Род тока |
Переменный, частотой 50 Гц |
||||||||||
Напряжение, В |
220/380 |
||||||||||
Потребляемая мощность, В·А |
160 |
160 |
200 |
240 |
350 |
||||||
Номинальное усилие на штоке толкателя, Н, не менее |
300 |
300 |
500 |
800 |
2000 |
||||||
Ход штока толкателя, мм, не менее |
32 (50) |
50 |
65 |
80 |
60 |
90 |
140 |
||||
Время наложения колодок, с, не более |
0,2 |
2 |
0,35 |
0,4 |
1 |
1,5 |
2,4 |
||||
Масса тормоза, кг, не более |
21,5 |
30 |
21,5 |
30 |
55 |
95 |
150 |
210 |
319 |
400 |
|
Тип толкателя |
ТЭ-30 |
ТЭ-30 РД |
ТЭ-50 |
ТЭ-80 |
ТЭ-200 |
||||||
Диапазон регулирования полного времени опускания штока, с |
– |
2–8 |
– |
||||||||
Усилие демпфирующей пружины (регулируемое), Н |
80–200 |
||||||||||
Максимальный ход регулирования демпфирующей пружины, мм |
22,5 |
Конструкционно Колодочные тормоза имеют пружинное замыкание, автоматически размыкаются при включении привода и устанавливаются, как правило, на быстроходных валах механизмов, оборудованных тормозными шкивами. Изменяя установочную длину пружины, можно изменять тормозной момент.
Особенностями тормозов являются:
гарантированная взаимозаменяемость;
высокий тормозной момент, независящий от направления вращения и обеспечиваемый оптимальной геометрией рычажного механизма;
простота регулировки;
возможность замены тормозной колодки без разборки тормоза.
Тормоз с электромагнитным приводом состоит из следующих основных частей: электромагнита и механической части. При выключенном электромагните под действием сжатой главной пружины рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива.
При включении электромагнита его якорь, прижимаясь к сердечнику,перемещает конец штока, который сжимает главную пружину. Рычаги,освободившись от действия пружины, расходятся, растормаживая шкив.
Тормоз с электрогидротолкателем состоит из следующих основных частей: электрогидравлического толкателя и механической части.
Принцип работы тормозов такого типа следующий: при выключенном электрогидравлическом толкателе под действием сжатых пружин, рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива; шток электрогидравлического толкателя при этом находится в нижнем положении; при включении электрогидравлического толкателя его поршень выдвигает вверх шток, который разжимает пружины; рычаги, освободившись от действия пружин, расходятся, растормаживая шкив.
В тормозах новой модификации типов ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, за счет использования электрогидравлического толкателя ТЭ-30 РД со встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, осуществляется плавное увеличение тормозного момента М от (0,20,8)М3[0]в регулируемом диапазоне времени от 2 до 8 с. Использование указанных тормозов в механизме передвижения и поворота кранов в обычном технологическом режиме позволяет осуществлять их регулировку на расчетный тормозной момент с обеспечением торможения крана без толчков, резких замедлений и срыва ходовых колес, что повышает надежность и безопасность эксплуатации кранов, работающих на открытом воздухе и подверженных действию ветровых нагрузок.
Демпфирующий узел устанавливается на верхнюю часть штока привода и соединяется с верхним рычагом тормоза. Регулировка демпфирующего узла состоит из регулировки свободного хода штока толкателя относительно рычага тормоза, а, следовательно, и регулировки времени наложения максимального тормозного момента на шкив и установки длины регулировочной пружины.
КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
В комплект поставки тормоза с электрогидротолкателем входят: тормоз в сборе с электрогидротолкателем; паспорт на тормоз; паспорт на электрогидротолкатель.
В комплект поставки тормоза с электромагнитом входят:
тормоз в сборе с электромагнитом;
паспорт на тормоз;
паспорт на электромагнит.